Зарегистрирован: 31 мар 2011, 11:34 Сообщения: 7330 Откуда: Australia
Мотоцикл(ы): XL1200S'03, M2 Cyclone'99, FXD'03
FAQ - ГСМ для мотоциклов Харли-Дэвидсон и Бьюлл
Эта тема назревала...
Надоело читать и слушать околомотоциклетные дискуссии вроде "у всех Харлеев отдельное масло для мотора и коробки" и прочее. Нужно расставить все точки над i, написать форумную тему о ГСМ. Поскольку тему будут читать, прежде всего, новички и люди интересующиеся, то хочу сразу всех попросить:
- писать в этой теме только по делу; - писать только о личном опыте и наблюдениях за своим мотоциклом; - не писать слухов и догадок; - не разводить в этой теме дискуссий; - быть краткими и информативными.
За нарушением правил последует наказание без предупреждения.
Начнем. Горюче-Смазочные Материалы для мотоциклов Харли-Дэвидсон и Бьюлл.
Все мы знаем, что на нынешний день морфологически продукцию Харли-Дэвидсон можно разделить на 3 больших категории по строению силовой установки.
Спортстеры (и старые К-шки, и Айронхеды и Эво во всех XL и XR вариантах, Бьюллы-тюберы и ХВ)
Биг-Твины (Дайны, Софтейлы, Туринги, FXRы, и все "старые" биг-твины)
Ви-Роды
По использованию ГСМ схематично их силовые агрегаты можно представить следующим образом.
Специально для визуалов я сделал такой рисунок, на котором цветом и границами отмечены все особенности деления агрегатов и применяемых ГСМ по типам. Надеюсь, этот слайд будет полезен для понимания. Так, моторное масло имеет коричневый цвет, трансмиссионное - темно-коричневый, масло для "мокрых сцеплений" - розовый. Тормозная жидкость - пурпурный, потому что DOT5 больше распространена для ХД.
Спортстеры (а также Buell с моторами Thunderstorm - тюберы и ХВ). Силовой агрегат объединен в моноблок. Картер двигателя общий для всех его агрегатов. Двигатель смазывается моторным маслом. Система смазки «с сухим картером». Моторная передача (цепная триплексная), муфта сцепления, КПП смазываются общим маслом. Всего два типа масла используется в этом семействе. Охлаждение – воздушное (с возможностью добавления масляного радиатора). Привод выжима муфты сцепления – механический, тросом. Привод переднего и заднего тормозного контура – гидравлический.
Биг-Твины. Силовой агрегат разобщен на несколько частей, не имеющих общий картер – двигатель, моторная передача (цепная дуплексная), КПП, но сблокированных вместе. Все Биг-Твины, начиная с первых нижнеклапанников, сблокированы либо частично либо полностью. Лишь с появлением биг-твина ТвинКам части сблокировались по широким фланцам, придав силовому агрегату надлежащую жесткость (которой, впрочем, далеко до жесткости скорлупы моноблока). Двигатель смазывается моторным маслом. Охлаждение – воздушное (с возможностью добавления масляного радиатора). Моторная передача и муфта сцепления смазываются общим маслом (маслом для «мокрых» фрикционных муфт). КПП – вязким трансмиссионным маслом. Привод выжима муфты сцепления – механический, тросом. Привод переднего и заднего тормозного контура – гидравлический.
Ви-Роды. Силовой агрегат объединен в моноблок. Картер двигателя общий для всех его агрегатов. Двигатель, моторная передача (зубчатая пара), муфта сцепления, КПП смазываются общим маслом. Система смазки – «с мокрым картером». Охлаждение – жидкостное-масляное (имеется и масляный радиатор). Привод выжима муфты сцепления – гидравлический. Привод переднего и заднего тормозного контура – гидравлический.
Этот двигатель ХД спроектирован по классическим канонам современного дорожного мотоцикла.
Что такое система смазки с «сухим картером»?
Это система смазывания трущихся пар двигателя, предназначенная для обеспечения стабильной нормальной работы двигателя во всех положениях транспортного средства, при маневрах, резких кренах и дифферентах ТС. Родом, как и многое другое передовое на то время, из поршневой авиации начала ХХ века. Ведь самолеты в ходе полета могут совершать различные типичные для них маневры с наклоном, завалом, переворотом.
Благодаря этим качествам система смазки с сухим картером применяется на спортивных автомобилях, мотоциклах, двигателях тракторов и танков, судовых и стационарных двигателях. Система предполагает хранение масла в отдельном резервуаре и его закачку отдельным насосом или секцией насоса. При этом масляный картер всегда остается без масла – т.н. «сухой картер».
Преимуществами системы смазки «с сухим картером» являются: - отсутствие масляного голодания; - уменьшение габаритов блока и оптимальное распределение масс силовой установки; - лучшее охлаждение масла; - снижение барботажных потерь.
Недостатки: - относительная сложность и дороговизна; - несколько секций маслонасоса.
Sportster 1200 Sport, 2003 год выпуска. Последний из «риджидов», карбюраторный. Evolution поколения 1991-2003 гг.
Двигатель. Применял предписанное мануалом минеральное 20W50. Использовал Chevron Supreme 20W50. Так же - Mobil 15W40 (залил на осеннюю обкатку). Прогретый шумит. Сказывается низкая вязкость на рабочих температурах. Весной залью предписанное 20W50 либо попробую какое-нибудь 10W60.
"Моторка", КПП и сцепление – Formula+ и Motul 5100 10W40. И то и другое, по моим ощущениям, работает практически одинаково. Ни проскальзываний, ни пробуксовок, ничего отрицательного на Motul 5100 замечено не было. Либо продолжу использовать его же, либо раскошелюсь на Formula+.
Масляный фильтр – HiFlo HF170. Доверия мало. Весной куплю оригинальный.
Тормозная жидкость (оба контура) – Castrol Response DOT4 Synthetic. Если будете менять 5-ку на 4-ку - промойте магистрали.
Бензин – долгие эксперименты. Остановил свой выбор на Аи-98 (во многом, из-за особенностей двигателя - высокая степень сжатия, двусвечные головки). На Аи-95 детонирует под нагрузкой, греется. Регулировка угла опережения не дает приемлемых результатов. Учитывая способ приготовления наших Аи-95, не вижу ничего удивительного. На 98-м работает ровно, без детонации, без калильного зажигания, меньше греется, веселее везет.
Уровень масла двигателя на Evo XL с 1986 по 2003 год проверяется следующим образом: 1) Поставить мотоцикл вертикально; 2) Достать щуп, очистить ветошью; 3) Поставить щуп в горловину до упора, достать и проконтролировать уровень.
Уровень масла КПП и моторной передачи на Evo XL с 1986 по 2003 год проверяется следующим образом: 1) Поставить мотоцикл вертикально; 2) Снять круглую крышку контроля уровня масла. 3) Уровень масла должен доходить до нижнего края диафрагменной нажимной пружины муфты сцепления.
Пишите о ваших мотоциклах и о том, что вы применяете.
Хотелось бы написать о контроле масла на Cпортстерах с моторами нового образца ("раббермаунты"), выпуска с 2004 года по сей день. Там где щуп вставляется в паз и проворачивается.
1) уровень контролируется на боковой подставке; 2) щуп нужно вставить, утопить и повернуть на 90 градусов, до полной его посадки в гнездо.
На щупе написано "уровень проверять в горячем состоянии". Хотя греть прям до рабочей температуры не надо. Достаточно пару минут погонять, чтобы все масляные линии заполнились.
Количество масла в двигателе составляет - 2.8 qt. (2.65 л) Количество масла в КПП и "primary chain case" (картер цепи) - 32 oz. (946 мл)
Сам использую продукцию компании Мотюль. В двигателе 7100 20W-50. В КПП и картере цепи 5100 10W-40.
Фильтр масляный оригинальный Х-Д.
Бензин 95 pulsar на ТНК. Либо 95 экто на Лукойле.
Тормозная жидкость DOT5, в передний контур. DOT4, в задний контур.
Смена моторного масла на Спортстере-"раббермаунте"
2004 - ...
31 янв 2013, 10:17
Лайк
Зарегистрирован: 09 окт 2011, 15:25 Сообщения: 493 Откуда: Москва
Мотоцикл(ы): Road King Police '02 95in
Re: FAQ - ГСМ для мотоциклов Харли-Дэвидсон
Road King Police 2002 EFI
В моторе Motul 7100 20W50 - планирую менять на Chevron Supreme 20W50 Фильтр - оригинал В первичке и КПП - Formula+ Тормозуха - DOT 5.1 в обоих контурах Бензин - 95, в этом году буду пользоваться 92
Мотор ТС-88 Масло Motul 7100 20w/50 (синтетика), в следующем сезоне хочу попробовать Chevron Supreme 20W50. В первичной передаче оно же. в КПП трансмиссионка Chevron 75w90. Фильтр HiFlo.
Бензин 95-й. 92-ой переваривается тоже без особых проблем, но чувствуется что мотор несколько тупит и заметно детонирует при разгоне на высшей передачи с низких оборотов.
Тормозная жидкость (оба контура) – не менял. Весной планирую сменить. DOT5.
Sportster 1200r roadster 2005 г.в. Пробег 36000 км.
Двигатель - Motul 7100 20W50. Фильтр HiFlo. У меня то тоже нет нареканий, но нарекания могут быть у двигателя. DMC сказал что у таких фильтров фильтрующий элемент из чего попало. Однозначно поменяю на оригинал.
КПП и сцепление – было то же самое - Motul 7100 20W50. По причине подозрения на излишнюю вязкость (передачи переключаются жестковато и громковато) поменял на Родную HD Formula+. Субъективно: ничего не изменилось. При замене налью Motul 7100 10W40, если снова ничего не изменится, успокоюсь на Мотюле из одной банки с тем, что в двигатель.
Бензин 95й всегда, с любых попадающихся заправок. Детонаций пока не слышал, никаких иных отличий не наблюдал.
Куплен с пробегом в 5600 миль, сейчас - более 30 000. Используется как транспорт на каждый день (в сезон), для выездов выходного дня и в отпуск (поездка вокруг Азовского моря, Литва, Швеция). Двигатель - Motul 7100 20w50 Коробка и сцепление - Motul 5100 10w50 Масляные фильтры - Hiflo HF 170 C (нормальные фильтры ящитаю) Тормозная жидкость - Liqui Moly 5.1 Раньше была залита DOT 4, хотя по мануалу нужна DOT 5. Бензин 92-й.
Двигатель "Liqui Moly" 20W50 для V-Twin Коробка "Liqui Moly" для мокрых сцеплений (весной залью Formula +) Фильтр масляный K&N (в этом году поставлю оригинал) Бензин 92-й (пробовал 95-й разницы с 92-м нет ваще. Да и по регламенту положено 92-й Так что буду на 92-м ездить)
01 фев 2013, 06:47
stahlhelm
Зарегистрирован: 03 сен 2011, 20:34 Сообщения: 1025 Откуда: san carlos 9
Мотоцикл(ы): 11 номер
Re: FAQ - ГСМ для мотоциклов Харли-Дэвидсон
XL883R
В двигатель ARAL 20W50 КПП - Motul 5100 10w50 Тормоза - DOT 4 Воздушный ф-тр ULTIMA нулевого сопротивления. Пропитка для него MOTUL для пропитки возд. ф-ов. Бензин только 95 и то не на любой заправке.
Двигатель - Agip 20W50 минералка Первичка - Agip 15W50 мото-синтетика для мокрых сцеплений КПП - Agip трансмиссионка синтетика 75W90. Нареканий нет, менять марку не планирую. В двигатель - точно, в КПП и первичку - как пойдет. Фильтр оригинальный. Тормозуха DOT4 переднем контуре (менялась вместе с магистралью), в заднем не менял.
Бензин - АИ92, в этот сезон 95-й попробую.
01 фев 2013, 12:06
MadMax
АДМИНИСТРАТОР
Зарегистрирован: 31 мар 2011, 11:34 Сообщения: 7330 Откуда: Australia
Мотоцикл(ы): XL1200S'03, M2 Cyclone'99, FXD'03
Re: FAQ - ГСМ для мотоциклов Харли-Дэвидсон
О марках бензина и октановых числах.
Настало время поговорить о бензинах для моторов ХД. Честно говоря, все нижеследующее касается многих мотоциклов-иномарок в России. Зачастую их владельцы, завидев в мануале на технику главу о топливе числа 87 или 90, думают: «Во, как здорово! Буду 92-й лить! А вообще даже 86-й пойдет!»
Действительно. Залезаем в мануал, скажем, на Спортстеры-риджиды и просматриваем скупой раздел по топливу:
Казалось бы, лей себе в мотор 86-й бензин, да радуйся. А в мотор XL1200S – 92-й. Да, не повезло, «поджатый» мотор))))
И льет владелец в горло мотору дешевый бензин и радуется. А мотор кряхтит, детонирует, излишне греется и медленно помирает. Хорошо, если есть датчик детонации, который сообщает мозгу о высокочастотных вибрациях, чтобы тот брал руководство к действию из других карт. А ежели его нет?
В нашей стране принято обозначать марку топлива и его октановое число по исследовательскому методу. Литера «и» в наименовании марки обозначает именно этот метод. Раньше были и марки, чье октановое число обозначалось по моторному методу.
Суть разницы в том, что октановое число определяется двумя разными методами. Один из них - это сравнение с эталонным топливом в тесте на моторной установке (исследовательский), другой – практически то же самое, но в изменяемых кондициях (моторный). Если будет интересно - сами прочитаете. Эта информация общедоступна в интернетах.
В американских мануалах прописаны рекомендации по местным бензинам. У них применяются схожие методы определения октановых чисел.
А именно: RON – Research Octane Number MON – Motor Octane Number
Наши марки Аи наиболее близки к их RONам. Но в мануалах отображается другое число. Это среднее арифметическое (RON + MON)/2. Оно частенько зовется термином Pump Octane Number (PON) и по методу вычисления идентично чисто американскому методу AKI (Anti-Knock Index).
Так вот, не путайте PON из мануала с нашим RONом (то есть – с Аи).
Теперь читаем мануал для Спортстера-риджида по-новому:
Моему XL1200S подходят бензины с октановым числом не ниже 91PON (он же «Premium»), а это наш Аи-95 и выше. По некоторым таблицам – это ближе к нашему Аи-98. Всем остальным моторам XL-риджидов предписаны бензины 87PON и выше, что соответствует нашему Аи-92 и выше.
Можете сами погуглить таблицы соответствий. Я лично отыскал информацию на работе. Но показывать ее я не имею права. Без комментариев.
Хорошо тем, у кого есть возможность отрегулировать зажигание по углу опережения под свое топливо. А что делать тем, у кого есть жесткая привязка по топливу (все Харлейские моторы, что берут скорость и положение кв с маховика)? Только использовать правильную марку бензина. Ведь датчиков детонации у наших моторов нет.
Безусловно, тема бензинов, их октановых чисел широка и не так прямолинейна, как может казаться на первый взгляд. Это огромный пласт требований, соответствий стандартам. А еще - внимательнее читайте мануалы. Иногда там прямо указывается метод определения октанового числа и подобрать наш аналог намного проще.
Аи-95 в нашей стране, насколько мне известно, не производится в чистом виде, не перегоняется. Он получается путем добавления в Аи-92 веществ, повышающих октановое число. Производится 92-й и 98-й. Если есть товарищи, компетентные в нефтянке, прошу прокомментировать вопрос по маркам топлива.
Мой "поджатый" мотор соглашается есть Аи-98 и всячески отторгает 95-й. Сдвиг по углу опережения не помогает существенно улучшить картину. Конечно, удается добиться минимальной детонации при резком появлении нагрузки, но с 98-м все проблемы уходят и мотор греется заметно меньше. Калильное зажигание после часового ползания в пробках (пару раз было на 95-м) больше не наблюдалось. В общем, считаю, что этому мотору со степенью сжатия 10,0 и более быстрым сгоранием смеси бензин Аи-98 подходит лучше, чем Аи-95.
В мануале на VS1400, к примеру, фигурирует рекомендация использовать топливо с PON85 или выше, а это 91-92RON или выше. Но лучше, чем на Аи-95 он не работал на 92-м.
Заливал в TvinCam полусинтетику HPX 20W50 (в экзисте продается)- 700 руб 2 литра. В праймари- Eneos 10W40- банки как раз по одной кварте В КПП не заливал. Бенз и 95 и 92 разницы не почувствовал. Планирую залить в EVO 1340 - полусинтетику "KIXX Gold SF/CF 20W-50", 6 литров стоят 1400 руб. Есть интересный сайтик по применимости расходников на HD http://www.harley-performance.com/amsoil-chart.html
Двигатель - "Screamin Eagle Syn 3" 20W-50 Первичка - "Formula+" Фильтр масляный - HD (оригинал)
Бензин 95/95 G-Drive от Газпромнефть.
Про Motul ничего критичного сказать не могу, желтезны на металле не дает, налета тоже нет, но уж очень бысто чернеет и последние несколько лет у одних и тех же поставщиков попадаюся совершенно разные и по цвету и по запаху залитые в канистры жижи. Ясно, что линейка 7100 отличается от 5100, но когда один и тот же 5100 идет то с ягодным запахом, то чернослив, или и по цвету и по запаху, как обычное моторное масло, это, право, напрягает и наталкивает на мысль, не паленка ли... Поэтому, решили не рисковать и в железяку HD льем только оригинал, в японца - Motorex от Moto.ru.
Наверное, любое масло хорошо, если оно действительно напрямую от производителя. Как-то так.
Заливал в двигатель и гусятницу (Электричка ЭВО) Мотюль 7100 20/50. Ни каких проблем за четыре года. В том году случился интересный случай. Поехал в дальнобой и взял с собой литрушку Мотюля. Где-то через полторы тысячи км., на очередной стоянке, решил разобраться в кофре (до этого туда не лазил), где была эта литрушка. Увидел на вещах следы масла. Оказалось, что от вибраций, канистра с маслом протёрлась, и масло вытекло по её периметру. Теперь самое интересное: это масло проело родной Харлеевский кофр на половину в виде прямоугольника по форме канистры. Вот, как-то так... Да, Мотюль был не "левый". Это 100%.
...Оказалось, что от вибраций, канистра с маслом протёрлась, и масло вытекло по её периметру. Теперь самое интересное: это масло проело родной Харлеевский кофр на половину в виде прямоугольника по форме канистры. Вот, как-то так... Да, Мотюль был не "левый". Это 100%.
Произошедшее и подтверждает, что Мотюль не левый. Как мы знаем в процессе сгорания топливо-воздушной смеси в камере сгорания образуются различные оксиды. В основном углерода, азота и серы. Часть их попадает в картер и в масло. Теперь вспоминая школьный курс химии. Соединение данных оксидов с водой образует кислоты, которые и плавают в небольших количествах в масле. Что не очень полезно для материалов двигателя само по себе, но в большей степени для смазывающих свойств масла. И чтобы продлить срок службы масла, в него добавляют щелочные присадки. Ну щелочь хоть и менее агрессивна, чем кислота, но и она может разъесть пластик нестойкий к химическим воздействиям...
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения