Эта тема назревала...
Надоело читать и слушать околомотоциклетные дискуссии вроде "у всех Харлеев отдельное масло для мотора и коробки" и прочее.
Нужно расставить все точки над i, написать форумную тему о ГСМ.
Поскольку тему будут читать, прежде всего, новички и люди интересующиеся, то хочу сразу всех попросить:
- писать в этой теме только по делу;
- писать только о личном опыте и наблюдениях за своим мотоциклом;
- не писать слухов и догадок;
- не разводить в этой теме дискуссий;
- быть краткими и информативными.
За нарушением правил последует наказание без предупреждения.Начнем.
Горюче-Смазочные Материалы для мотоциклов Харли-Дэвидсон и Бьюлл.Все мы знаем, что на нынешний день морфологически продукцию Харли-Дэвидсон можно разделить на 3 больших категории по строению силовой установки.
Спортстеры (и старые К-шки, и Айронхеды и Эво во всех XL и XR вариантах, Бьюллы-тюберы и ХВ)
Биг-Твины (Дайны, Софтейлы, Туринги, FXRы, и все "старые" биг-твины)
Ви-РодыПо использованию ГСМ схематично их силовые агрегаты можно представить следующим образом.
Специально для визуалов я сделал такой рисунок, на котором цветом и границами отмечены все особенности деления агрегатов и применяемых ГСМ по типам.
Надеюсь, этот слайд будет полезен для понимания.
Так, моторное масло имеет коричневый цвет, трансмиссионное - темно-коричневый, масло для "мокрых сцеплений" - розовый.
Тормозная жидкость - пурпурный, потому что DOT5 больше распространена для ХД.
ОЖ - охлаждающая жидкость;
ПТК - передний тормозной контур;
ЗТК - задний тормозной контур;
ГЦС - главный цилиндр сцепления.
Все остальное подписано.
Спортстеры (а также Buell с моторами Thunderstorm - тюберы и ХВ).Силовой агрегат объединен в моноблок. Картер двигателя общий для всех его агрегатов.
Двигатель смазывается моторным маслом. Система смазки «с сухим картером».
Моторная передача (цепная триплексная), муфта сцепления, КПП смазываются общим маслом.
Всего два типа масла используется в этом семействе.
Охлаждение – воздушное (с возможностью добавления масляного радиатора).
Привод выжима муфты сцепления – механический, тросом.
Привод переднего и заднего тормозного контура – гидравлический.
Биг-Твины.Силовой агрегат разобщен на несколько частей, не имеющих общий картер – двигатель, моторная передача (цепная дуплексная), КПП, но сблокированных вместе.
Все Биг-Твины, начиная с первых нижнеклапанников, сблокированы либо частично либо полностью.
Лишь с появлением биг-твина ТвинКам части сблокировались по широким фланцам, придав силовому агрегату надлежащую жесткость (которой, впрочем, далеко до жесткости скорлупы моноблока).
Двигатель смазывается моторным маслом. Охлаждение – воздушное (с возможностью добавления масляного радиатора).
Моторная передача и муфта сцепления смазываются общим маслом (маслом для «мокрых» фрикционных муфт).
КПП – вязким трансмиссионным маслом.
Привод выжима муфты сцепления – механический, тросом.
Привод переднего и заднего тормозного контура – гидравлический.
Ви-Роды.Силовой агрегат объединен в моноблок. Картер двигателя общий для всех его агрегатов.
Двигатель, моторная передача (зубчатая пара), муфта сцепления, КПП смазываются общим маслом. Система смазки – «с мокрым картером».
Охлаждение – жидкостное-масляное (имеется и масляный радиатор).
Привод выжима муфты сцепления – гидравлический.
Привод переднего и заднего тормозного контура – гидравлический.
Этот двигатель ХД спроектирован по классическим канонам современного дорожного мотоцикла.
Что такое система смазки с «сухим картером»?
Это система смазывания трущихся пар двигателя, предназначенная для обеспечения стабильной нормальной работы двигателя во всех положениях транспортного средства, при маневрах, резких кренах и дифферентах ТС. Родом, как и многое другое передовое на то время, из поршневой авиации начала ХХ века. Ведь самолеты в ходе полета могут совершать различные типичные для них маневры с наклоном, завалом, переворотом.
Благодаря этим качествам система смазки с сухим картером применяется на спортивных автомобилях, мотоциклах, двигателях тракторов и танков, судовых и стационарных двигателях.
Система предполагает хранение масла в отдельном резервуаре и его закачку отдельным насосом или секцией насоса.
При этом масляный картер всегда остается без масла – т.н. «сухой картер».
Преимуществами системы смазки «с сухим картером» являются:
- отсутствие масляного голодания;
- уменьшение габаритов блока и оптимальное распределение масс силовой установки;
- лучшее охлаждение масла;
- снижение барботажных потерь.
Недостатки:
- относительная сложность и дороговизна;
- несколько секций маслонасоса.*************************************************************
Итак, собственно мой случай.
Sportster 1200 Sport, 2003 год выпуска.
Последний из «риджидов», карбюраторный.
Evolution поколения 1991-2003 гг.
Двигатель.
Применял предписанное мануалом минеральное 20W50. Использовал Chevron Supreme 20W50.
Так же - Mobil 15W40 (залил на осеннюю обкатку). Прогретый шумит. Сказывается низкая вязкость на рабочих температурах.
Весной залью предписанное 20W50 либо попробую какое-нибудь 10W60.
"Моторка", КПП и сцепление – Formula+ и Motul 5100 10W40.
И то и другое, по моим ощущениям, работает практически одинаково.
Ни проскальзываний, ни пробуксовок, ничего отрицательного на Motul 5100 замечено не было.
Либо продолжу использовать его же, либо раскошелюсь на Formula+.
Масляный фильтр – HiFlo HF170.
Доверия мало. Весной куплю оригинальный.
Тормозная жидкость (оба контура) – Castrol Response DOT4 Synthetic.
Если будете менять 5-ку на 4-ку - промойте магистрали.
Бензин – долгие эксперименты.
Остановил свой выбор на Аи-98 (во многом, из-за особенностей двигателя - высокая степень сжатия, двусвечные головки).
На Аи-95 детонирует под нагрузкой, греется. Регулировка угла опережения не дает приемлемых результатов.
Учитывая способ приготовления наших Аи-95, не вижу ничего удивительного.
На 98-м работает ровно, без детонации, без калильного зажигания, меньше греется, веселее везет.
Уровень масла двигателя на Evo XL с 1986 по 2003 год проверяется следующим образом:1) Поставить мотоцикл вертикально;
2) Достать щуп, очистить ветошью;
3) Поставить щуп в горловину до упора, достать и проконтролировать уровень.
Уровень масла КПП и моторной передачи на Evo XL с 1986 по 2003 год проверяется следующим образом:1) Поставить мотоцикл вертикально;
2) Снять круглую крышку контроля уровня масла.
3) Уровень масла должен доходить до нижнего края диафрагменной нажимной пружины муфты сцепления.
Пишите о ваших мотоциклах и о том, что вы применяете.