Buben писал(а): Как всегда, классное повествование и путешествие! Жду продолжения.
С удовольствием продолжу. История получится длинная... и надеюсь, что не особо скучная, а для кого-то, возможно, даже актуальная. На пути на юг я добрался до второго по своему значению города Польши. Кто-то его даже считает наоборот - самым главным!
Краков.
Побывать в Кракове кто мне только не советовал, начиная c моей родной тетушки-львовянки, которая бывала здесь, и заканчивая всеми поляками, которых я только знаю на этом свете. Как выяснилось, Краков очень похож на мой родной Львов, точнее наоборот - мой родной Львов очень похож на Краков...
Преодолев все пробки и заторы, а так же перебравшись через реку Вислу по небольшому мосту имени Маршала Пилсудского, я оказался в слегка зачуханом райончике под названием Stare Podgorze.
Достаточно быстро нашел свой отель, который затерялся среди домов разной степени ухоженности. Как потом выяснилось, мои покои находятся воооон в той мансарде. Если кто не в курсе, мансарда - это чердачное жилое помещение многоэтажного дома с покатой крышей.
Отель оказался вполне приличным, а самые бюджетные номера располагались именно на чердаке.
Что порадовало, в бюджетном отеле есть лифт, причем стеклянный.
Во внутреннем дворе симпатичная новодельная жилая застройка. Райончик, на мой взгляд, очень даже приличный, как минимум - аккуратный
Позади отеля, во внутреннем дворе запирающаяся на ночь парковка. Замечательно! За мотоцикл я был спокоен
Покои скромные, кровать широкая, для одинокого странника даже слишком.
Я приступил к пререоблачению из байкерского в цивильное
На меня взирала странная русалка. Я все пытался понять она меня возбуждает или все же пугает своим видом.
После того, как я стал похож на человека, а не на пыльного и потного мотоциклиста, отправился искать обменник. По-польски обменник - это кАнтор, знаю по Львову, там обменники именно так и называют. Нашел быстро! В процессе обмена денег я ухитрился побалакать по-польски с обслуживающим меня валютчиком. Даже удалось пошутить. Местный барыга оказался приятнейшим дядечкой. Кантор явно функционирует в «серой» части валютного рынка.
Дальше я отправился в обратном направлении, тем же путем, каким сюда и заехал. Вышел на набережную Вислы.
Оказывается, я поселился на задворках старого города Краков, по другую сторону реки.
Еще час тому назад здесь на этом мосту был весьма приличный затор. К шести вечера все рассосалось.
Планы у меня были такие. Сегодня вечером нахожу в Кракове Еврейскую площадь и там ужинаю с дороги, а завтра, иду в знаменитый Королевский замок, что на Вавельском холме и там провожу как минимум всё утро. Для того, что бы найти ту самую Еврейскую площадь, как мне объяснили в отеле, следует после моста идти беря правее, тогда выйдешь чуть ли не сразу на искомое место, ориентир - старая синагога, что логично.
Я взял, как мне советовали, после моста правее и оказался на какой-то площади, где стоял памятник, вполне возможно, что на еврейскую тему - тщедушные дядечки со скрипками, чем не еврейская интеллигенция? На самом деле этот памятник посвящен трем музыкантам и вовсе не обязательно, что они - евреи…
Я ожидал совершенно другой атмосферы от Еврейской площади… Стал выяснять, оказалось, что это не она. Это Площадь Вольницы, на которой возвышается здание этнографического музея. Не синагога, короче.
Пошел дальше забирая вправо в надежде выйти на площадь чуть более еврейскую и набрел на католический костел. Это готическая базилика Тела Господня 15 века постройки. За ней находится монастырь Лютеранских каноников. Ну… тоже - точно не синагога.
Пришлось поприставать к девчонкам с расспросами о том, как все же пройти на искомую площадь. Девицы равнодушно махнули куда-то в правую сторону и я побрел дальше беря правее, а они пошли своей дорогой.
Католических храмов, точнее - костелов в Кракове полным полно и это вроде как настоящая готика, на изучения которой был запланирован завтрашний день.
За монастырём обнаружил весьма масштабный пивняк под названием «Старое депо». Сие депо, вероятно, трамвайное. Я уже достаточно сильно ощущал голод, но зов моих предков взывал не отвлекаться: напьешься еще пиваса, будет время.
Впечатления от Даугавпилского музея мне не давали покоя. Пройти мимо старого трамвайного депо, один из корпусов которого отведен аж под целый Музей техники и технологии, и не заглянуть в него даже на голодный желудок я был не в силах.
Сделал круг почета вокруг старого трамвайного гужевого вагона…
Оказалось, что в этом корпусе депо проводят какую-то конференцию. Музеем с этого входа даже не пахло.
Конкретно в этот день почему-то чествовали Коперника. Организовали целый фестиваль. Улица Коперника есть и во Львове, что лишь подтверждало сходство Кракова и Львова.
Пройдя еще вправо метров тридцать, я попал на Еврейский рынок. Еврейское кладбище во Львове помню, но чтобы рынок…
Этот рынок такой же еврейский, как моя мама - украинка. Тут, оказывается, во всю торгуют свининой. Но должен признать, пахло великолепно, даже очень аппетитно! Я с трудом не поддался этому соблазну.
Вторая по величине лавка оказалась бельгийской. На сколько я знаю, если бельгийский, то шоколад, или пиво, или вафли. Еще там круто готовят тар-тар. Тут торговали frytki. Это значит - картошка-фри.
На вопрос, где заветная площадь мне указали куда-то прямо и затем мне следовало пойти таки направо. Я вышел к некоему пошарпаному зданию. Наверно его не ремонтировали со времен Второй Мировой или со времен последнего масштабного пожара в Кракове.
Здание оказалось историческим и наверняка имело отношение к истории местного еврейского населения. Boznica по-польски - это синагога. Синагога реально старая, построена в 15-м веке, а селиться евреи в Кракове начали с века 14-го. В 1939 году эту невинную богодельню прикрыли немецкие оккупационные власти. Называется эта синагога Высокой. Почему она не действует сейчас точно не знаю. Читал, что после еврейских погромов в Кракове в 1945-м году почти все уцелевшие от геноцида краковские евреи навсегда покинули этот город.
Было понятно, что я двигаюсь в правильном направлении, но как выяснилось, не эта синагога была правильным ориентиром. Зашел в кофейню которая разместилась по-соседству. Очень функционально, современно, но народу в ней не особо, что настораживало. Называется кафешка - «Два окна».
Это была чисто кофейня, а мне хотелось хорошенько и обязательно вкусно, даже содержательно поесть.
Я побрел дальше беря вправо, покуда не набрел на еще одну синагогу, тоже внешне весьма старую.
Приглядевшись к ограде стало ясно, что это возможно та самая и есть. Как выяснилось, действительно, она так и называется - «Старая синагога» и как утверждает украинская Википедия, она до 1939 года была не только наиважнейшей синагогой Кракова, но так же и главным религиозным, социальным и организационным центром еврейского населения города. Основана толи в начале, толи в конце 15-го века. При немецкой оккупации во время Второй Мировой войны была разорена и использовалась немецкой администрацией под артиллерийский склад. После войны была отремонтирована и в ней теперь разместился музей, о чем я узнал слишком поздно…
Во дворе синагоги на меня смотрело симпатичное и печальное графити. Говорило оно, скорее всего, о пережитом здесь геноциде. Сердце йокнуло, если честно.
Не подсуетись мой дедушка в июне 1941-го с эвакуацией своей семьи, удушили бы мою красавицу бабушку, прабабушку и мою маму заодно, которой было-то полтора года отроду. Тогда они жили у самой границы с Польшей в городе Борислав, где, кстати, про гитлеровский геноцид ничего не знали как и во всем СССР. И вообще, фашики были социалистами, так сказать - наши люди! Подумаешь, что национал-социалисты… какая мелочь! Отношение к германским национал-социалистам изменилось лишь после вероломного вторжения в СССР в июне 1941 года.
Я с горечью вздохнул и направился к той самой Еврейской площади, что с другой стороны синагоги.
Обнаружив библиотеку я окончательно успокоился и решил для себя, что это скорее всего она и есть - Еврейская площадь в Кракове.
Еще очень тронула музыка, которая играла на площади во всех её углах. Такая слегка провинциальная, простая и очень трогательная …
Но когда я заглянул в меню одного из ресторанов, сомнений не осталось никаких - я в правильном месте. Наступал вечер пятницы, соответственно, начинался Шабат, так что в это время оказаться в этом месте было вполне уместно.
То, как это было вкусно приготовлено в этом ресторане словами очень сложно передать. Моя бабушка и даже моя мама умели неплохо готовить. Мой дедушка, хоть и не был евреем, он - чисто русский, но тоже готовил классно. Но то, как вас накормят на Еврейской площади в Кракове - это реально шедеврально. Как говорили у нас в семье, уточка была просто - цимус.
На сытый желудок, т.е. ощущая в нем наслаждение, я взглянул ещё раз на площадь, на которую меня тянули все мои, не особо многочисленные еврейские гены.
Противоположная оконечность площади оказалась слегка пошарпаной, но при этом вполне колоритной. Та самая любимая мною патина…
Местами эта площадь даже очень уютная…
Тут точно невозможно умереть с голоду. Накормят буквально в каждом доме, правда, за деньги...
Брусчатка придает площади колорит. Во Львове ее становится на улицах все меньше и меньше. Дело в том, что за ней непросто ухаживать…
Я был уверен, что завтра вечером точно прийду еще разок на эту площадь чтобы поужинать. Стал присматривать себе подходящее местечко
Как-то мне показалось, что хумус лучше вкушать в Израиле.
Поэтому при всей моей любви к израильской (не путать с еврейской) кухне я решил сие заведение проигнорировать
Но вот мимо этого местечка пройти было невозможно. Уж больно оно колоритное, с живой музыкой. Настоящая кнайпа.
Заведение это было достаточно винтажно декорировано, причем, со всех доступных сторон
Любят почему-то евреи эту фразу: «Однажды в…» Помните штатовский кинофильм с Робертом Дениро в главной роли - «Однажды в Америке». Я его очень люблю, много раз пересматривал.Так вот, он про еврейскую мафию в американском Чикаго, во времена сухого закона - это довоенные 20-30 годы прошлого века. Почти все ключевые персонажи в том фильме были выходцами из Польши, не исключено, что из Кракова.
Мне подали меню, которое можно еще и почитать дабы узнать новости рекламного толка. Евреи народ читающий, поэтому с давних времен, по большей своей части, были неплохо образованны, не все, конечно…
Я посидел внутри этой кнайпы дабы ощутить атмосферу. Играла живая музыка. Звучала она как деревенская, на мой вкус. Но мне понравилась. Потягивал под неё джин с тоником…
Пристроился я у швейной машинки Зингер. Примерно такая же была у моей бабушки. Решено, что завтра вечером пойду именно сюда..
Когда полностью стемнело, я покинул Еврейскую площадь и мне почему-то захотелось чего-то польского. Как говориться, всего понемногу.
Пошел я на звуки рок-н-ронла
Оказался на необычной площади, где из небольших окошек налево и направо торгуют местным снадобьем. Оно оказалось польским, наверно даже типично краковским фастфудом. Потом я выяснил название места - «Новая площадь»
Называется сие блюдо - запеканки. Ничего общего с нашей запеканкой, например, творожной или картофельной оно не имеет. Расскажу об этом позже. Пробовать его в этом культовом месте у меня желания не было. Уж больно приятно было в животе после той уточки, да и сыт я был уже, зачем обжираться.
А так, это очень демократичное место где можно недорого поесть в Кракове. Самое хорошее сочетание цена-качество именно здесь, как утверждают сами горожане.
Обратил внимание на мото-салон при баре. Он поблизости… Бар "Гаражный кооператив" в Питере на Гороховой куда колоритнее в этом плане. Скажу честно, в Хельсинки летом, в пятницу вечером, в хорошую погоду значительно многолюднее, что мне показалось странным. С Питером вообще никакого сравнения по движухе. Наверно это было не самое тусовочное место в городе.
По пути в отель обнаружил хинкальню. Где их только нет… Она уже закрывалась.
Реку пересек пройдя по пешеходному мосту
Он интересный, с танцующими в воздухе бронзовыми фигурами. Очень изящно, ночью смотрится особенно эффектно
На утро следующего дня, достаточно рано, не завтракая направился опять в Старый город. Погода была великолепная! Солнечно и не жарко…
Я вошёл в умытую солнцем историческую часть города. Никуда не уклоняясь направился прямо к самой главной достопримечательности Кракова - в Королевский Вавельский замок.
На пути разглядывал фасады старых жилых домов. Многое напоминало мне Львов. Но по большому счету все это не столько польская, сколько итальянская архитектура, просто в Польше у нее есть свой особый восточно-европейский флер.
В средневековую старину город представлял из себя комплекс религиозных и крепостных сооружений, расположенных на берегу Вислы. Как торговый населённый пункт это место известно с десятого века. Верховодили здесь чешские князья. Именно чешский князь Болеслав Храбрый основал здесь епископскую кафедру. Но польские князья тоже имели на этот город виды и поначалу, где-то в 11-м веке, он стал убежищем для польских князей-католиков, которым доставалось от польских славян-язычников. В 13-м веке сюда вероломно вторглись монголо-татары и навели много шороху. Город пришлось отстраивать заново. В 14-м веке здесь стали селиться и тоже бузить немцы. В конечном итоге, к этому времени вокруг Кракова сформировалось воеводство, а Римский папа Иоан XXII короновал местного князя Владислава Локотка в качестве польского короля и пошло-поехало… Казимир III Великий, Сигизмунд III, который перенёс столицу Польши в Варшаву, всякие эпидемии, один раздел Польши, восстание Костюшко, следующий раздел Польши и т.д…
Старый город в меру пошарпан и мне это нравится…
Я думаю, что образцово отреставрированы как правило административные здания. Бюрократы почему-то очень любят строения с фасадами а-ля неоклассик.
У частных застройщиков во второй половине 19 века была тяга к модерну, а вот в конце 18-го к барокко. Думаю, что этот фасад барочный.
Храмовые сооружения, как и в Варшаве, в большинстве своем барочные. Этот стиль был очень моден и престижен на рубеже 18 и 19 веков. На заднем плане костел Бернардинцев.
Этот день был субботним, не воскресным…
… наверно поэтому, зайдя в начале девятого во внутрь костела обнаружил, что он почти полностью пустой
Моей целью все же был замок, поэтому в костеле задерживаться не стал.
Когда достиг цели, вход во внутрь замка был еще закрыт, но народ уже подтягивался. Первое впечатление было сильным. Сие крепостное сооружение начинало формироваться на Вавельском холме в 13-14-х веках. Особый вклад внес тот самый Казимир III Великий. Изначально замок строился в готическом стиле. Даже после переноса столицы в Варшаву в Вавельском замке продолжали проводить коронации и хоронить как правителей, так и выдающихся граждан Польши.
До того, как откроется вход в замок, я решил позавтракать. Еще по Львову знаю, что цукерня - это кондитерская, а кавярня - это кофейня, поэтому сориентировался быстро. Хорошо, что сие заведение уже функционировало.
Внутри было уютно, как-то даже по-мещански уютно…
С утра столы украшала бутылочка вина. Странно, почему не шампанского?!
Приступив к изучению меню, быстренько остановился на шакшуке. В Израиле - это просто мировой завтрак. Еврейскую тему здесь активно эксплуатируют. Полагаю, что в Кракове часто бывают гости из этой страны.
Не обошлось без традиционных утренних сока и кофе…
Что могу сказать за приготовленную мне шакшуку… Гадость эта ваша заливная рыба! В этом явно не настоящем ориентал заведении приготовили, к сожалению, фейк. Но я и его съел…
На прощание сфоткал заведение сбоку. Не особо советую… или просто не заказывайте здесь шакшуку.
Очень заинтересовало меня одно место с постером Джими Хендрикса. Хотелось узнать, есть ли в Кракове блюзовое место, где играют в живую. Но магазин с утра пораньше был закрыт, поэтому ничего узнать мне не удалось, а днем я сюда уже не дошел.
Я вернулся на площадь, где в туристическом офисе планировал обзавестись аудиогидом.
Пока ждал открытия бродил во дворе огромного кастела, вероятно кафедрального. На входе зазывали на концерт классики. С девушкой или с мамой пошел бы, сам нет…
Я коротал время и ходил кругами. Обратил внимание на достаточно древний костел св. Андрея, который был построен аж в 10-м веке и пережил нашествие монголо-татар на Краков в веке 13-м.
Побывав во Франции, именно там увидел впервые настоящую французскую готику. Есть оригинальная готика и в Германии, и в Испании, и в Чехии. Похоже, что это не столько готическое, сколько романское сооружение, но Википедия говорит о наличии фрагментов готики на фасаде здания. Мне сразу показалось, что выглядит строение как характерное германское, точнее - саксонское, и носит оборонительный характер. В Кракове жили многочисленные немцы в те самые ранне-средневековые времена, наверно поэтому…
В Кракове имеет место достаточно сильное смешение архитектурных стилей. В угоду характерной для позднего средневековья моде, ранние средневековый храмы со временем декорировали барочными формами снаружи и особенно активно внутри. Обе колокольни, что на фото слева, украшены массивными барочными куполами.
Видать среди местных монахов есть заядлые садовники
Просто какое-то буйство ландшафтного дизайна
Монастырь за этими стенами. Оказывается, среди сокровищ монастыря хранится уникальная мозаичная икона Божией Матери в византийском стиле 16-17 веков, которая предположительно была подарена монастырю российской императрицей Елизаветой. Она, как выяснилось, была сестрой польского короля Казимира Великого.
Примерно в 9 утра мне вручили аудиогида, который шпрехал по-русски, чем я был очень доволен и полон предвкушения.
Что он мне там нарассказывал я уже точно не помню. Помню только, что католические миссионеры тут наделали много шороху.
Улица на пути к королевскому замку утыкана домами, в которых жило в основном высокопоставленное католическое духовенство
Одно из зданий превратили в крутой отель
Некоторые до конца 20 века тоже были заселены священнослужителями. В этом доме жил будущий первый Римский папа не итальянского происхождения Иоанн Павел II, в миру - Кароль Юзеф Войтыла, уроженец и гражданин Польши. Здание вроде как итальянского ренессансного стиля. Понятно, что католицизм проник в Польшу из Италии, просто не напрямую, а через Чехию и Германию. Вероятно, где-то в 15 веке этот стиль проник сюда как новомодный уже вслед за католицизмом. В наши дни здесь разместили музей Иоанна Павла II, вход со двора.
Я подошел к стенам замка…
Они интересно украшены списком богатых спонсоров, которые содействовали не столько строительству этого замка, сколько его сохранению.
На входе стоит памятник пожалуй самому харизматичному поляку в истории - Тадеушу Костюшко. Сей муж почитаем не только в Польше, но и в США. Он с молодых лет преуспевал в военно-инженерном деле и в своей бурной жизни активно участвовал в борьбе за независимость обоих государств, как Польши, так и США.
По-польски это называется Brama Herbowa или Гербовые ворота. Вроде как это гербы польских воеводств, губерний по-нашему.
Наконец-то я вошел в нечто-то типа Московского кремля.
Как и в Московском Кремле, именно здесь веками короновали польских королей, просто здесь это делалось от имени Папы Римского, а не Византийских патриархов, как в России на заре ее государственности. Став Российской империей между российским Царем-Императором и Господом-Богом уже никого не было.
Наверно, именно поэтому, перед коронационным Вавельским кафедральным собором установили образ почитаемого в Польше Римского Папы - соотечественника. С одной стороны, это дань памяти единственному Римскому папе - поляку. С другой стороны, напоминание о том, что польских, т.е. славянских королей благословил на царствование - Рим, а не Константинополь, как во многих других славянских странах.
Вокруг костела была какая-то суета. Простых смертных во внутрь не пускали. Не думаю, что кого-то вдруг решили удостоить короны. Просто намечалось что-то такое, что проводится не для всех желающих. В этом храме много захоронений как бывших правителей, так и известных сограждан. Место сакральное…
Интересным, даже зловещим и каким-то совершенно не христианским, на мой взгляд, было украшение у входа во храм. Это якобы клык того самого легендарного Вавельского дракона. На самом деле - это бивень мамонта, найденный в окрестности Кракова.
Сохранившийся поныне центральный неф этого костёла был возведен с третьей попытки и выполнен был в готическом стиле в 14-м веке. Вокруг центрального нефа со временем пристроили множество часовен. Конкретно эта часовня семьи Потоцких. Тех самых Потоцких, которые внесли ключевой вклад в становление Ивано-Франковск и, в какой-то мере, моего родного Львова на Западной Украине.
Эти часовни с причудливыми куполами были пристроены в 16-м веке. Под золотым куполом разместилась часовня Сигизмунда, построенная при участии итальянца Бартоломео Береги и, как утверждает Википедия, является «шедевром ренессансной архитектуры».
Меня удивила плотность храмовой застройки и всё это бырное сочетание архитектурных стилей.
Минуя костел можно пройти в королевский дворец через ворота, выполнение всё в том же итальянском реннесансном стиле. Польские короли старались соответствовать моде 15-16 веков, кстати, как и русские цари. Московский Кремль - архитектурное творение итальянских мастеров, если что.
Пройдя ворота попадаешь во дворцовый внутренний двор в том же ренессансном стиле.
Подобный итальянский дворик есть и во Львове. Он поменьше, построен был примерно в те же времена как дань пресловутой моде.
Во внутрь королевского дворца я ломиться не стал. Если честно, было бы интересно, но я оставил это удовольствие на потом.
На выходе из дворца стоит массивная копилка.
Привлекать пожертвования на содержание замка давняя и по сей день культивируемая традиция. Люди, как правило, оставляют свои кровно заработанные на благо сего архитектурно-исторического наследия. С миру по нитке почти в буквальном смысле.
Я еще раз остановился перед храмовым комплексом и подумал: наверно сюда приводят школьников и студентов чтобы наглядно рассказать им об особенностях различных архитектурных стилей на примере этих строений - от сурового романского, характерного для раннего христианства до вычурного барокко…
Замок в целом это еще и фортификационное сооружение.
Некогда здесь стояли гарнизоны, причем не только польской армии.
Я полюбовался макетом и послушал про то, кого здесь только не было. Краков был под властью не только польских королей, но и имперской Австрии. Польшу разделили, причем несколько раз. В последний раз поделили между Пруссией, Россией и Австрией, Краков, хоть и стремился стать свободным и нейтральным, в конечном итоге стал Австрийским. В 20-м веке сюда пожаловали гитлеровцы и разместили в этом замке уже свой гарнизон.
Но считается, что этот замок в частности, и город Краков в целом были некой польской Меккой, в которой сохраняли и даже культивировали мечту о независимой Польше.
В конечном итоге, Польша вернула свою государственность пережив все перипетии Первой и Второй Мировой войны, а так же послевоенного советского времени. С этими мыслями я и вышел на смотровую площадку откуда можно спуститься к подножию крепостной стены и оказаться в логове того самого легендарного Вавельского дракона.
Я не стал спускаться, решил лишь полюбоваться панорамой на Вислу и город
Красиво! Мне понравилось… Не Лондон с Темзой, но все же вполне симпатично!
Вдали виднелся курган. Мне опять это напомнило Львов с его видом на холм под названием Высокий Замок.
На выход я пошел к другим воротам, вероятно южным
Замок этот - активно посещаемое место. Наверно каждый, кто приезжает в Краков сюда приходит.
Скорее всего здесь можно зависнуть на долго и даже потратить несколько дней на детальное изучение. Лично мне вполне хватило непродолжительной прогулки с аудиогидом.
Дальше я спустился вниз к реке
Внизу хорошо ощущается мощь стен со стороны, откуда, вероятно, скорее всего мог бы пожаловать неприятель.
Именно здесь, у подножия Вавельского холма обитал тот самый дракон, которому нынче придали осязаемый образ. Эта зверюга ухитряется переодически извергать из своей пасти пламя. Удобный вариант вечного огня. Если с газом напряжёнка, можно извергать пламя пореже.
А это тот самый спуск в пещеру дракона со смотровой площадки.
Обойдя замок я вернулся к епископской общаге.
У меня впереди еще целая половина дня и мне уже от всех этих костелов голова кругом. Наверно поэтому я не особо рвался в самый центр старого города.Пришлось посоветоваться в туристическом офисе, что еще можно было бы посмотреть.
Можно было бы просто побродить кругами что бы почувствовать атмосферу.
Краков один из самых посещаемых туристами город в Польше.
Из всех предложенных достопримечательностей я почему-то выбрал эту. Наверно потому, что у меня были попутчики на такси именно в это место. Я смотрел, хоть и давно, фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера» и в целом был знаком с его историей. При этом, посмотреть музей было интересно.
Но я не стал этого делать так как стоять в длиной очереди у меня не было никакого желания при всем уважении к Шиндлеру, к Спилбергу и ко всему еврейскому народу вместе взятому.
Побрел пешком в отель вбирая в себя атмосферу не туристического Кракова. Телефон сел, поэтому я был без фотоаппарата и без навигатора. Поэтому фоток с этой прогулки нет. Не заблудился благодаря тому, что было у кого спросить дорогу и в кармане была визитка моего отеля. Пробыв немного в отеле и зарядив телефон, я выдвинулся обратно в старый город дабы отужинать в намеченном вчера месте.
Я пошел в ту самую кнайпу, которую присмотрел днем ранее и где меню оформлено в виде местной газеты. Его изучение начал со списка вин и сосредоточился на израильских. Я знаком с израильским вином, в том числе пробовал его в самом Израиле. Там в вине знают толк. Вне Израиля всегда удачно приобретал только белые вина, а вот с красными были промашки. Погода была солнечная и день еще не завершился, я посоветовался с официантом и предпочел белое вино красному. Водку в одиночку не пью, джин если только…
Из блюд обратил внимание на цимес. Никогда его не пробовал, а ведь именно он нередко в еврейских речевых оборотах является эталоном чего-то очень вкусного. Решил попробовать его с надеждой, что не зря именно цимес в меню оказался самым дорогим блюдом….
Еще я заказал суп, что называется, к белому вину. Было ожидаемо вкусно. В этот раз мои ощущения абсолютно соответствовали высоким ожиданиям, которые оправдались в этом месте полностью.
Цимес, обычно я говорю вероятно неправильно - цимус, оказался действительно вкусным и достаточно простым блюдом. Хотелось запомнить его вкус дабы понимать каким должен быть эталон в еврейской восточно-европейской кухне.
Посмотрите на эту довольную и сытую, слегка окосевшую рожу. Все до единого, доставшиеся мне от бабушки с девичьей фамилией Златопольская гены просто млели от счастья и удовольствия, что собственно на моей физиономии и проявилось. Скорее всего мои дальние родственники по маминой и бабушкиной линии все же из этих мест. Не факт, что из самого Кракова, но откуда-то из Польши так точно.
Спасибо всем тем польским правителям, что приютили этот поколениями бродячий с запада на восток Европы несчастный народ в своей стране. Евреев обычно не любят. Наверно есть причины. Но мои друзья и коллеги, кто евреи, все хорошие и достойные люди, как правило, крепкие профессионалы, неплохо образованные, некоторые даже вундеркинды. Ко мне последнее не относится.
А что касается еврейской национальной кухни, то она очень разная и сильно подвержена влиянию тех стран и культур в которых то или иное поколение евреев осело на какое-то время. Самые крутые, на мой вкус, рестораны в Иерусалиме - это французские. Их держат те израильтяне, что родом из Франции. Польские евреи находясь под польским кулинарным влиянием тоже неслабо преуспели. Я это в Кракове заценил. Когда был в израильском городе Беершева, он находится в самом центре страны южнее Иерусалима, то попросил моего коллегу Веню сводить меня попробовать настоящую местную еврейскую кухню. Так вот Веня отвёл меня по сути в арабский ресторан со всеми этими хумусами. Это и есть традиционная еврейская кухня в том бедуинском, по сути пустынном и исторически кочевом регионе. А вот на севере Израиля, в Цфате, где живут в основном выходцы из Испании - сефарды, которые являются пионерами сионизма, т.е. движения по переселению евреев из Европы обратно в Палестину, кухня оказалась особенная, отличная от той, что на юге страны. То, к чему привык я - это еврейско-украинская кухня со своими специфическими особенностями. Фаршамак и заливная рыба - это исключительно её детище. Есть еще современная израильская кухня. Тоже интересная и своеобразная, имеющая не так много общего с традиционной арабской или сефардской версиями традиционной еврейской кухни. В разнообразии и заключается вся прелесть. Наверно поэтому я так люблю вкусно поесть в своих путешествиях. Никогда не жалею на это денег и времени. Отчасти познаю через кухню открывающейся мне мир. Краков в этом плане оказался отличным местом.
Чуть южнее, в горах я познал и польскую национальную кухню тоже. Об этом, и не только, мой следующий пост.
|