Должно быть интересно, так что заварите кофе и возвращайтесь с чашкой
Нет-нет-нет, никаких вопросов к штуке, придуманной около 7 тысяч лет назад.
Я всего лишь хочу рассказать вам об одной интересной задаче, что встретилась на моем пути в этом году.
Теперь я могу поделиться с вами, ведь дело сделано, всё улеглось-утряслось, первые впечатления схлынули, в остатке теперь концентрат мыслей и хорошее настроение после тысяч километров пути.
Многие из нас сталкивались с вопросом выбора второго комплекта колес для автомобиля.
Ведь как говаривал Генри Форд: «Колёса и тонировка – это 90% вида автомобиля!»
К примеру, у вас свежая тачка на летней резине, а нужна «зима», да лучше сразу на дисках, чтобы сам перекинул в межсезонье и поехал, не стоять же в толпе потерпевших в шиномонтажке при первых холодах.
Для многих этот вопрос превращается в настоящую проблему, в длительные поиски, чтобы ступица, посадочный диаметр, вылет были нужными. Сами понимаете.
И вот ты сёрфишь в интернете, смотришь, что к твоей машине подходит, что – нет, а рабочее время идёт, в почте уже завал, прекращаешь поиски и так до следующего раза.
Хорошо, если тачка ходовая, подобрать колесо не составит труда.
А ежели редкий зверь? Чтобы разболтовка и DIA и вылет чтобы не утащить под клоун-стайл… Это, я вам скажу, проблема.
Да, есть куча хламидиоза, придуманного для таких случаев – это и центровочные переходные кольца и богомерзкие ламерские проставки, и даже диски под две ступицы с повернутыми отверстиями.
Вы скажете: «Ну, хорошо, а причем тут Harley-Davidson?»
Спокойствие, только спокойствие. Ближе к концу поста всё станет ясно.Мой случай.
Isuzu D-Max, 2019 года выпуска. Грузовичок в обличье среднеразмерного пикапа
При покупке стоял на родных литых 18-х дисках и затрапезной псевдовсесезонной (на самом деле, летней) Bridgestone Dueler HT.
Нужна «зима». Ищем. Ищем-ищем. Ищем-ищем-ищем… ищем…
М-да. Чо-т не ищется…
Родилась идея – родные 18-е диски отправить на «зиму», поставив на них зимнюю резину, а для «лета» приобрести диски под летнюю.
Ну а диски? А с дисками беда.
«Грузовая» ступица PCD 6 х 139,7
Центральное отверстие, DIA 100,0
Вылет положительный, ET33-ET26.
Посадочные диаметры – 17, 18
Под ширину – 7-8”
Ничего подходящего нет. Всё перелопачено и не раз. Разочарование.
Ну, попал по параметрам в ступицу, не попал в вылет и ширину или центровочный диаметр.
Если только купить оригинальные колёса Isuzu. Ну, такое себе. Оригиналы – дорого и долго, да и внешность на фермера, перевозящего перепелиное говн0.
ORW как на Волгах и УАЗиках с сиськой по центру? Да ну яво к черту!
Из наиболее понравившегося (но, черт, тоже под центровочные кольца) приглянулась модель Fuel Beast D564 на 17”. Но стоят они как Восточный Экспресс, ждать их из Америки полгода, ступичная часть у них изуродована цыганским пластиковым ай-на-нэ колпаком, ширина в 9-10 дюймов, да и вылет у них соооовсем клоунский…
Отстой… Крэп... Жизнь – дерьмо...
http://www.fueloffroad.com/wheel/5759/f ... 073&lugs=6Но что-то в их внешности мне приглянулось. Наверное, бобышки по периметру, эдакие места креплений бед-локов. А, может, просто на камазовское колесо из детства похоже.
Но… нет. Спасибо, не нужно.
Шло время, я возвращался к вопросу и уходил от него.
В один прекрасный летний день ко мне пришла интересная мысль.
Я вспомнил, что вообще-то являюсь инженером-конструктором и по дорогам бегает уже достаточно мотоциклов с моими «художествами», а до мотиков я вообще был крутым инженером-трансмиссионщиком (ну как крутым… говорят, неплохим).
Может… сделать самодельные колеса?
Ведь есть же фирмы, могут изготовить.
Да, но стоит всё это, наверное, конину… Да и не разбирался я в колесах никогда…
А если я принесу свою готовую модель, собственную, мною спроектированную?
Это было бы круто!
А что, попробуем!
В этот же день нескольким конторам мною было отправлено письмо приблизительно такого содержания:
«Здравствуйте! Я бы хотел разместить у вас заказ на изготовление комплекта колес. Если не возражаете, модель будет моей. Могли бы Вы выслать мне 3D кованых болванок-заготовок на 17 и 18 дюймов? Заранее благодарю!»
Письма ушли, я без особого энтузиазма начал ждать результатов.
Из всех контор ко мне вернулся ответ только от фирмы СMST Wheels.
https://cmst-russia.ru/Остальные промолчали. Наша Раша, классика
Изучив сайт CMST подробнее, я ориентировочно понял, во что мне обойдется эта авантюра.
К слову, дайте-ка я напишу, какие преимущества и недостатки я увидел в самодельном колесе.
1) Нужная мне, правильная геометрия (PCD, ET, ширина обода);
2) Нужный мне внешний вид (о, да, как же иначе!);
3) Новый для меня опыт (спустя месяцы, понимаю, это было самым важным).
Недостаток один, точнее, два – высокая стоимость и непонятный (на тот момент) результат. Кстати, сейчас я могу сказать, что стоимость была средней по рынку, ближе к бюджетной.
Также я нашел на сайте всю интересующую меня на тот момент информацию.
Например, материал кованых шайб – Сплав 6061-T6.
Для интересующихся:
Сплав 6061-T6 (аналог – сплав АД31 при минимальном содержании Mn и Si).
Наименование, описание, процентная доля:
Al, алюминий, 95.8 - 98.6
Mg, магний, 0.8 - 1.2
Fe, железо, максимум 0.7
Si, кремний, 0.4 - 0.8
Cr, хром, 0.04 - 0.35
Cu, медь, 0.15 - 0.4
Zn, цинк, максимум 0.25
Ti, титан, максимум 0.15
Mn, марганец, максимум 0.15
Всего иных добавок до: 0.15
Номинальная плотность сплава - 2.70 г/куб.см.
Удельная прочность - 114,81 МПа*куб.см/г.
Предел прочности на растяжение - 310 MПa.
Удлинение при разрыве - 17%.
Предел текучести - 276 MПа.
Сила нагрузки для выявления предела усталости (500*10*6 циклов) - 96.5 MПа.
Представитель компании CSMT, поняв, что мне нужно и зачем я всё это спрашиваю, выслал плоский эскиз поперечного сечения кованой болванки на 17 дюймов
Я поблагодарил его и на месяц пропал из эфира, пошел проектировать и компоновать изобретение V в д.н.э. – колесо для пикапа из кованой болванки под фрезеровку –
Первым делом я обнаружил различие в параметрах родного колеса D-Max, размещенных на различных сайтах в интернете. Меня это насторожило и не понравилось.
Пришлось разобрать запаску и изучить заводской диск, снять размеры лично, не опираясь на инфу-146 «одна бабка сказала». Оказалось, у Isuzu контракт с компанией Enkei, с завода машины уходят обутыми в эти японские диски, приятное удивление.
Вооружившись микрометром, нутромером, штанген- и кронциркулями, здравым смыслом и желанием разобраться, я установил истинные параметры ступицы.
Кроме того, изучил особенности построения силовой части центрального блина. Также мне пришлось полазить с инструментами на ступицах самой машины, ведь мне нужна модель без засечек и опасной близости к элементам подвески и ходовой части машины
Гуд!
А вот выдвину-ка я колесо от его заводского положения «на улицу». Совсем чуток.
Чтобы машина стала поборзее, но без передоза. Ну, знаете, катаются по городу такие клоунские тачки дуроковатые на полпокрышки из арки. Так я делать не планировал.
Опытным путем вычислил, что новое колесо боковиной (не протектором) встанет вровень с кромкой арки, если выдвинется от стокового положения на толщину сигаретной пачки, на 21-22 мм.
Подшипники?
Да, подшипники. А что делать. Генри Форд, см. выше.
Не на 50 мм же выдвигаю. Я еще полазил в интернете, увидел, что у этой тележки есть колеса с вылетом +13 мм (правда, на более узких покрышках), немного отлегло.
Для ширины обода на 8 дюймов я установил в итоге вылет ЕТ12. Это значение было выбрано золотой серединой.
Для компоновки я взял резину 265/65-R17.
Она немного шире, но за счет большей высоты профиля по статическому диаметру практически совпадает с родной покрышкой.
Итак, погнали!
Около месяца у меня ушло на вдумчивое неспешное проектирование колеса. Не буду описывать все перипетии и итерации на пути к кристаллизации финишного вида, их было несколько и приводи я их здесь – одной страницы не хватит. Пожалуй, выделю основные ключевые тезисы, которые переварил и выплюнул мой мозг и неоконченное филологическое.
Я хотел колесо крепкое и кондовое, но изящное. Прям как опорный каток от Т-55.
Борзое, но в меру. Чтобы выглядело серьезно, а не как китайская игрушка с воскресного базара в 90-е.
Строгость и вес. Лаконичность.
Чтобы перекликалось с машиной и не выглядело чужеродно.
Чтобы никакой цыганщины и надписей, кричащих красок и дешевых понтов.
Чтобы не было никаких ступичных вытарчивающих «сисек» (владельцы внедорожников поймут).
Чтобы была хотя бы одна пасхалка в сторону Harley-Davidson.
Гайки я решил запрятать внутрь ступицы, предварительно убедившись в применимости обычной и ударной головок на 19 для откручивания. Одутловатый родной балонник также сохранил возможность применения. Гайки я взял стандартные, для чего их тоже пришлось смоделировать.
Спицы сделал жирными, но без перебора, по одной на гайку крепления колеса, по периметру разместил бобышки под бед-локи в стиле упомянутого выше Fuel Beast (и в них реально закрепиться при желании, нарезав резьбу и ввернув стальные футорки), выход на ступицу под плавным радиусом, центральную часть решил закрыть… доработанными крышками сцепления, дерби-каверами от Harley-Davidson Sportster 2004>
От дренажных радиальных канавок отказался, ведь центральная часть будет закрыта колпаками.
Компоновал диск на комбинированной габаритной модели задней ступицы с элементами переднего хаба, для чего воссоздал её в трёхмерке.
Как всегда, следил за тем, чтобы не накреативировать стремную нефрезеруемую геометрию, не навалить трансцендентной неудобоваримости, не налепить горбатого, другими словами.
В процессе мне пришлось изучить некоторые аспекты строения такого, казалось бы, простого и примитивного предмета как колесо. И сейчас, после всего этого, я вам скажу, смотрю на колёса сооооооовсем по-другому. В их мире свои законы, своя проблематика и подводные камни. Напортачить мне ну очень сильно не хотелось, но я также возлагал надежды на критический анализ от CMST: кому как не им можно доверить проверку модели.
Эскизную трёхмерку я нагрузил крутящим моментом на самых нижних передачах АКПП и раздатки. Увидев потенциальные концентраторы, внес в модель необходимые сглаживающие элементы для «размазывания» напряжений по телу диска.
Повертел, покрутил перед глазами. Дал модели несколько дней отдохнуть. Даже надел на нее трассовую покрышку, чтобы увидеть колесо всборе. Наделал рендеров, в свободную минуту разглядывал.
Есть такое правило – вещь должна отлежаться.
Сделал, отойди, забудь на пару дней, вернись на свежак и всё увидишь.
Вот и я отошел от модели на некоторое время, чтобы всё успокоилось в голове.
Позже внёс последние изменения, сам сказал себе: «Всё! Лучшее – враг хорошего! Отвали!» и закончил работу над моделью.
Вот оно, колесо мое трёхмерное –
Масса диска – 11,9 кг, что позже подтвердилось при взвешивании на электронных весах.
Отправил модель в СMST
О, чудо! Ответ пришел тут же: «Вы проделали впечатляющую работу! Мы готовы запустить модель в изготовление»
Впереди формальность – обсудить вид финишной обработки.
Я выбрал вариант порошковой покраски в матовый графит. Помимо варианта окрашивания в несколько предложенных цветов, была доступна полировка, хромирование, комбинированная покраска и браширование.
Но мне нужны были серые матовые колеса
Мы подписали договор, я внес предоплату и начался длительный процесс ожидания, пролетевший и вовсе незаметно для меня.
Сам себе сказал: «Затея с кучей нюансов, поверю в неё, когда увижу хоть какое-то подтверждение, например, фотки заготовок».
Ровно через 45 дней, обозначенные в контракте, я забирал готовые изделия в московском офисе СMST.
Предваряли забор товара некоторые согревающие душу кадры от СMST. Вот такие –
Диски получились охренительные!
И как я понял позже, моя модель осталась нетронутой: всё, что я изобразил в трёхмерке, теперь я увидел в живую перед глазами. Упростилась геометрия пары периметрических скруглений и добавилась маркировка на внутренней части обода –
Краска лежит ровно, без точек и пылинок, все диски упакованы в защитные мягкие пакеты и коробки.
В тот же день, я, в преддверии шиномонтажирования, спокойно и вдумчиво примерил голый диск на переднюю и заднюю ступицы машины, так сказать, для уверенности
Всё отлично, как и задумывалось! Село, как родное.
Но себе сказал: «Окончательно поверю в происходящее, когда прикручу собранные колеса и проеду на них хотя бы тыщщу!»
Вопрос выбора резины каким-то образом совершенно не стал для меня дилеммой.
Психанул, взял BFGoodrich A/T KO2 120/117S, размерностью 265/65-R17
Статический радиус колеса чууууть-чуть больше родного, курочить трансмиссию я не собираюсь. АТ-шка, потому что приходится иной раз долбануть по грунту-глине и траве.
Смонтированы они белыми буквами внутрь – нормальные ребята так ставят эти покрышки, кто бы сомневался.
В собранном виде новое колесо несколько тяжелее стокового – при практически том же весе диска (немногим менее 12 кг).
Но Гудричи увесистее трассового Бриджа, да и сопротивление качению у них выше. Пофигу, грузовой 3-хлитровый турбодизель даже не чует потяжелевших тапочек.
Диски суперточные в сравнении с литьем. Еще бы, это же фрезеровка из массива кованой шайбы-болванки.
Ребята в шиномонтаже окружили колёса гуртом и рассматривали, задавая вопросы.
«Нифига-се! Как у Давидыча?» – спросил один.
Круче! – ответил я, – я их сам проектировал, точили на заказ.
Два колеса отбалансировали «легковыми» грузиками, 25 на 15, что-то такое.
Два других – не так впечатляюще и ребята по своей инициативе снимали резину, поворачивая, подбирали положение покрышки на диске для минимального дисбаланса. Я поставил эти колеса на заднюю ось, а «точные» пошли на перед. Что делать, такая разлапистая резина, владельцы внедорожников знают, какие «шоколадки» могут висеть на новых лаптях. Так что пара колес с грузиками от Гольфа – это отличный результат.
А еще они покрасили грузики в серый цвет, чтобы те не «светились» на тёмном колесе – это тоже их инициатива, я не просил и не заставлял, чувак сказал, мол, давай сделаем, самому хочется
Автомобиль на новых колесах уже имеет пробег, вскарабкивания по лестницам и бордюрам, разгоны до первой космической; гудричи гудять, как старенькая снежинка ВлИ-5 (привет Нивскому детству и юности), я доволен.
Колеса своим цветом перекликаются с графитовым пластиком фальш-радиаторной решетки, полированные алюминиевые колпаки – с хромированными вставками на кузове.
Вот и всё.
Осталось пригласить качественного фотографа и снять несколько кадров, чтобы показать вам, дорогие участники форума. Для чего даже пришлось помыть машину, а это для меня целое событие!
А крышки у Спортстеров-Раббермаунтов отличные.
Ну хоть что-то у Раббермаунтов отличное
PS:
Это было офигенно.
Офигенно перешагнуть черту под названием «Нафиг! Всё равно ни хрена не получится! Это всё для дурачков-мажоров! Шоб ты жил на одну зарплату! Поехали к шеуфу! Мамааа! Лёёёёлик!»
Я к тому, что для меня давно не ново, видеть в железе результаты мыслей, рассчетов, задумок и переживаний, но с этим изделием, я будто шагнул на какой-то новый для меня уровень.
Это как защитить диссер или, не знаю, как переспать с самой офигенной девчонкой на курсе.
Это своеобразная победа. Не внешняя, но внутри себя. Даже, пожалуй, над собой.
Круто.
Круто ехать на автомобиле, стоящем на колесах, разработанных тобою.
Ещё круче понимать, что в мире пост-совка всё ещё остались нормальные люди и народились новые, без жыра в голове и безразличия в душах.
Уважаемая киноакадемия!
Спасибо компании Isuzu за классный автомобиль,
Спасибо компании СMST Wheels за качественную работу в обозначенные сроки,
https://cmst-russia.ru/, менеджеру Антону,
Спасибо шиномонтажу «Профшинсервис» на Академика Анохина за неравнодушный подход (лучшая контора в Олимпийской Деревне),
https://www.remontdiskov.ru/adresa-centrov/anohina/Спасибо фотографу Дарье за фотоснимки и их обработку,
https://readymag.com/u3069871574/darialesneva/2/Спасибо супруге за поддержку и участие в этом непростом для меня деле (без ссылки)