Тема интересная и многослойная.
Для начала скажу, что я прочитал материал по приведенным ссылкам.
Первая – есть явный рекламный ресурс со скудным содержанием.
Вторая – перевод чьих-то американских размышлений и догадок.
В принципе, написано верно и доходчиво, просто и понятно. Но почему-то ничего не упоминается про вторую составляющую устойчивости и маневренности телеги – гироскопический момент колес, придающий стабильности прямолинейному движению даже остро управляемым мотоциклам на средних и больших скоростях. Ну да ладно.
Утверждение о том, что «след» должен находиться в каких-то определенных пределах – это, по меньшей мере, недальновидно. В старых советских книгах, например, учитывается соотношение этого самого «следа» к колесной базе мотоцикла.
Я склонен больше доверять этому соображению.
Эх, найти бы лишнего времени, да окунуться в термех и динамику рычажных систем, вспомнить молодость, так сказать.
Для начала пара слов о «следе».
Как я убедился, многие свободно оперируют этим термином, не до конца понимая, что это такое.
B – колесная база, t – «след» или трейл.
Углы рулевой колонки и наклона перьев обозначать не стал. Отмечу лишь, что отсчитываются они от вертикали.
Увеличивая угол наклона вилки (но не изменяя угол наклона рулевой колонки) можно уменьшить «след». Главное, не уйти в отрицательные значения.
Еще на этапе проектирования ходовой части моего мотоцикла я провел небольшое исследование параметров ходовых частей мотоциклов Harley-Davidson. Благо, информация для анализа выложена на сайте производителя для каждого из мотоциклов в разделе «Specs & Pricing» (например, для Спортстера 48 -
http://www.harley-davidson.com/en_US/Mo ... tml#/specs).
Итак, в таблице ниже вы увидите параметры ходовых частей всех семейств мотоциклов Harley-Davidson.
Как видим, самые управляемые и отзывчивые на руль мотоциклы имеют порядка 7-8% в доле базы и около 30 градусов рэйка. Классика.
Безусловно, не все типы тележек подпадают под эту зависимость. Тот же, XR1200 при его вертлявости и маневренности имеет почти 9%. В силу вступает развесовка мотоцикла и положение его ЦМ. Туда же – параметры рычажных спрингеров и трехколесников. Просьба не судить по ним, они не оцениваются по этим соотношениям.
Повторюсь, нужно вспоминать теорию и заново открывать учебники по динамике и термеху.
Себе не от хорошей жизни я сделал траверсы с дополнительным углом. Я хотел по возможности сохранить фундамент поведения мотоцикла, поэтому удержал трейл в пределах 8 процентов. Для этого пришлось добавить 2 градуса в траверсах. Что делать – в мои планы не входила работа по перелопачиванию кормы, а красивый угол наклона перьев хотелось.
Обо всем подробнее напишу в своей теме о постройке чоппера.
C MING S NИ напоследок я напишу вот такую вещь.
Кому-то, возможно, покажется смешным и маловажным, но следите за давлением в колесах, состоянием подшипников колес, маятника и преднатягом в подшипниках рулевой колонки. Аварийное состояние этих узлов может привести к излишней валкости мотоцикла на малых скоростях, поперечному рысканию на больших скоростях, вобблингу и прочим неприятностям.
_______________________________________________
Perrera, как я помню из нашего c тобой разговора, ты хочешь немного «завалить» перья при этом желая несильно потерять в рулении. Верно?
Да и перед у тебя задран немного после смены амортизаторов. Если не хочешь вынимать их из траверсы (это, безусловно, как минимум неэстетично) и трогать рулевую колонку (кроилово), то лучший вариант – траверсы с углом коррекции. С их помощью ты «нагнешь» перья на 2-3 градуса и не нанесешь серьезный урон управляемости.
Если желаешь, можем тебе требуемый угол посчитать, параметры у меня есть. Это несложно.
Этой мерой также можно и перед приопустить, не выдвигая перья из траверс.