Последние тру Спортстеры, или при чем здесь AMF
Совсем немного истории. В 1965 году Harley Davidson становится акционерным обществом, в 1969 году AMF покупает компанию. В 1981 году менеджмент выкупает компанию у AMF. За Harley во время пребывания в собственности у AMF числится много грехов, но угробив Harley как производителя мотоциклов, предпочитавшего по-минимуму иметь дело с аутсорсингом и по-максимуму выпускать все самостоятельно (включая шестерни КПП и болты), AMF вовсе не угробила продажи Harley.
В 1965 г. произошли первые изменения в Спортстерах, имеющие цель снижения себестоимости. Подковообразный маслобак на XLCH был заменен на квадратный, амортизаторы перестали быть ремонтопригодными, кофры стали проще, соло-сиденье уже нельзя было заказать вместе с мотоциклом (требовалось покупать отдельно, т.е. плюсом к штатному, а не вместо штатного).
Ради объективности - в чем-то конструкцию усложнили, например вместо простого карбюратора Linkert DC стали ставить более сложный диафрагменный Tillotson. И опережение зажигания на магнето теперь можно было регулировать вручную, за что правая нога владельцев искренне благодарила MoCo.
Появилась лампа аварийного давления масла на XLCH - не было ли это, вкупе с появлением электростартера на XLH, первым шагом к обидному, но в чем-то заслуженному прозвищу girl's bike? Прозвищу, данному потомкам мотоцикла, в шестидесятые практически не имевшего себе равных в США в плане динамики и управляемости.
AMF вполне себе торопились выжать максимум из своих инвестиций, и начав по мелочам уже в 1970 г. (убрали магнето с XLCH и поставили туда, не к ночи будет сказано, аккумулятор), с 1971 г. по 1974 г. оторвались по-полной. Никакого больше сухого сцепления, никаких рулей с внутренним тросом газа, никаких рам с литым элементом под сиденьем, никаких усилений конца заднего крыла на заклепках, никаких соло-сидений (рама уже другая), никаких разных рам для XLH и XLCH. День, месяц и год когда были отлиты цилиндры (отлитые на этих самых цилиндрах)? Не, не надо, несколько центов сэкономим.
Но самое интересное во всем этом - объем продаж.
Если мы возьмем семейство Спортстеров, то данные о количестве произведенных мотоциклов выглядели так (источник
http://sportsterpedia.com/doku.php/sportster_history:99xx-01#sportsters_specifications_by_specific_year):
Год Кол-во, шт.
1957 1 983
1958 1 555
1959 2 066
1960 2 765
1961 2 014
1962 1 998
1963 1 433
1964 2 790
1965 3 795
1966 4 825
1967 4 500
1968 6 875
1969 7 800
1970 8 560
1971 10 775
1972 18 360
1973 20 700
1974 23 830
1975 19 510
1976 18 082
1977 19 838
1978 16 433
1979 11 798
1980 14 947
1981 10 102
1982 7 986
1983 9 756
1984 10 620
1985 6 514
1986 14 379 (Evo)
1987 13 974
1988 16 533
1989 17 004
1990 15 163
1991 17 725
1992 и далее - нет данных
Довольно интересные цифры. Рост на фоне экономии! Резкий рост производства произошел в 1964 г. и практически не останавливался до 1974 г. Рекордные объемы держались с 1972 по 1977 гг., и даже на шестой год выпуска Эво не были побиты.
А вы все - Харли, для тру байкеров, ламповый, понимаешь, и только сектантам открывшийся.
К чему я все это? К тому, что все дискуссии о "последнем тру" Спортстере, раббермаунт ли это на крбе, или риджид, или 4х скоростной эво, или айронхэды до замены генератора на статор, или айронхэды с рамой до 1979 г., или айронхэды с киком, все эти дискуссии не имеют смысла. Бухгалтеры и маркетологи стали пробовать свои силы перед 1965 г., основательно включившись в процесс в начале семидесятых. И после этого они уже не "выключались". Но ведь покупатели их поддержали)))
P.S. Написано без какой-либо цели унизить/возвысить владельцев мотоциклов определенных лет/моделей. Всем, кто крутит гайки, без разницы на чем - респект!